Очень много вопросов начинающие художники задают по штриховке. Как правильно штриховать, какие должны быть штрихи?
Во времена появления классического рисунка у художников не было возможности рисовать с фотографий.
Представьте на минутку: нет электрического света, вечернее время освещается только мерцающими свечами, световой день короткий.
И нет фото- или видео-техники, которая могла бы зафиксировать натуру: цветок завтра увянет, пейзаж через час из-за освещения изменится, натюрморты очень быстро портятся. Если вы пробовали рисовать разрезанный персик или арбуз с натуры, то чувствовали, как быстро сохнет и вянет натура.
За лето художнику нужно было нарисовать очень много набросков и тональных рисунков цветов, деревьев и фруктов с натуры, чтобы в холодное время года использовать эти рисунки как шпаргалки для написания картин.
Художникам нужен был способ быстро зафиксировать свет и тени на натуре.
Так появилась академическая штриховка, позволяющая делать очень быстрые тональные рисунки.
Академический штрих - это просто параллельные линии.
Академическая штриховка имеет варианты.
Для гладких и нежных поверхностей используется "гипсовый" штрих - это когда второй слой штрихов накладывается под острым углом к первому. В наложении слоев между штрихами получаются тонкие и длинные ромбики.
Для металла - неравномерные параллельные линии для передачи контрастности бликов.
Для грубых тканей - грубый разреженный с поперечным наслоением.
Тушевка - разновидность штриховки
Тушёвка - второй из множества способов штрихования и тонирования рисунков для создания объемов, фактуры и материальности. Тушевка проще академической штриховки. Ее можно наносить не только карандашом, а так же боковой стороной угля, соуса, сангины или палочки графита без деревянной оболочки.
Это легкий и удобный способ для новичков, а рисунки выглядят эффектно.
А для того чтобы делать тушевку именно карандашом, нужно:
1. Правильно заточить карандашик (смотрите в видео), чтобы он делал широкую линию.
2. Подложить под бумагу еще пару листов бумаги, чтобы не было неровностей и крошек. Иначе карандаш отпечатает все эти неровности.
3. Синтетическая кисть или ватная палочка, или специальная растушевка (продается) для выравнивания тона.
4. Клячка - мягкая резинка для высветления бликов.
5. Красивая музыка и удовольствие от процесса.
Мягкие облака с плавным переходом тона - это лучшая натура для тренировки такого способа штрихования.
СМОТРИТЕ ВИДЕО
Как передать текстуру штриховкой
Благодаря появлению электрического света и фототехники у художников появилось время, чтобы рассмотреть текстуры и фактуры, и подобрать более реалистичные штрихи.
Например, присмотримся к разным текстурам мандарина.
Кожура мандарина внутри похожа на каляки-маляки, и я штрихую каляками-маляками. Академическая штриховка не передала бы эту текстуру так реалистично, а каляки-маляки передают.
Снаружи кожура мандарина напоминает маленькие колечки со светлыми серединками, как будто они просвечиваются. Так и штрихуем :)
Вы сможете передать любую текстуру, если присмотритесь, что она напоминает.
СМОТРИТЕ ВИДЕО
Не ограничивайте себя в приёмах и способах рисования, даже если говорят, что так нельзя. В рисовании можно всё, что идёт на пользу выразительности вашего рисунка.
Ещё больше приёмов штрихования (вариантов штриховок) вы найдёте в моей книге издательства Питер.
Так же в книге есть базовые уроки правополушарного реалистичного рисования карандашом.
В книге я рассказываю, что такое тоновая азбука, и как ей пользоваться.
О сетке Дюрера, которая значительно облегчает рисование.
Еще вы узнаете, есть ли у вас штампы и шаблоны, которые мешают вам видеть как художник.
ЗАБЕРИТЕ КНИГУ БЕСПЛАТНО как ПОДАРОК ОТ АВТОРА