Мел и уголь

Мел и уголь являются наиболее древними графическими техниками рисования. Тысячи лет назад наши первобытные предки освоили эти техники и украшали свои пещеры изображениями животных, сцен охоты и даже загадочными существами.

До сих пор рисование мелом и углем не теряет своей актуальности. Ведь сегодня, принимаясь за работу в этой технике, мы выражаем на листке бумаги свои эмоции и чувства. Мы реализовываем свои смелые творческие замыслы и потому создаем самые настоящие шедевры.

Благодаря хрупкости и мягкости структур этих материалов, они легко наносятся и удаляются с бумаги, поэтому уголь и мел являются наиболее удачными инструментами для детей и взрослых, стоящих в начале своего творческий пути в изобразительном искусстве.

Рисунок Светланы Бузановой

Необходимые инструменты для рисования в этой технике

⏩ Уголь;

⏩ Мел;

⏩ Мягкий ластик, ластик-клячка;

⏩ Бумажные салфетки, ватные палочки или мягкие тряпочки для растушевки;

⏩Бумага;

⏩ Фиксатор (лак-фиксатив или лак для волос);

⏩ Перчатка.

Подробно о материалах рассказывает художник-преподаватель Светлана Бузанова

Виды мела и угля

Уголь для рисования представлен двумя основными типами:

Древесный – включает в себя широкий выбор угольных грифельных карандашей и палочек, изготовленных из ивовых, виноградных или буковых веточек, разной формы, диаметра, мягкости.

Прессованный уголь – брусочки и мелки, сделанные посредством соединения растительного клея и угольной крошки. Такой уголь жирнее и насыщенней по цвету, отлично подходит для работ на больших поверхностях.

Мел также бывает разного вида и уровня плотности – в карандашах и мелках, в зависимости от назначения. Сухие пастельные карандаши и мелки создают на бумаге эффект бархатистости и оставляют заметный, насыщенный след.

При выборе мела и угля следует учитывать, что для легких штрихов и линий подойдет древесный уголь и мел в карандашах, для нанесения же мощных, глубоких меток лучше всего подходит прессованный уголь в брусочках.  

Требования к бумаге

При создании рисунка углем и мелом предпочтение отдают плотной и шероховатой бумаге.

Для этого хорошо подходят:

► Ватман;

► Бумага для черчения;

► Тисненая бумага;

► Тонированная бумага с рельефной поверхностью, похожей на холст.

С бумагой такого типа, имеющей некрупную зернистую фактуру, удобно и легко реализовывать творческий замысел, так как мягкий ластик (клячка) без труда справится со своей значимой частью работы, не оставляя ненужных разводов на листе. А вот очень гладкая и мелованная бумага, наоборот, для данной графической техники не подходит – с такой поверхности уголь скатывается, и бумага начинает буквально волоситься под ластиком, выглядеть неаккуратно и небрежно.

При создании картины в этой технике важно помнить, что бумага – самодостаточный материал, фактурность которого обеспечивает прекрасное сцепление художественных инструментов, и чем выше степень зернистости бумаги, ее структурность, тем больше насыщенности, живости и объемности придается нарисованному изображению.

Особенности техники рисования мелом и углем

Основными способами данной графической техники являются рисование углем или мелком по бумаге и «рисование» ластиком по листу, тонированному черным углем, вытирая необходимые угольные участки. Начиная рисунок с чистого листа, сначала выполняется упрощенный набросок несколькими базовыми линиями, затем он заштриховывается.

Рисует художник-преподаватель Светлана Бузанова

Светотень

Рисование мелом и углем открывает большие живописные возможности в передачи света и тени. Так, для выразительности отдельных деталей рисунка и расстановки акцентов на нем, используют уголь, в то время как мел наносят для придания бликов и отблесков, для создания тонких переходов от светлого к темному.

Путем растушевки и растирания угля и мела, посредством игры тонов и полутонов можно передать характерность формы и материальные качества любых предметов: воздушность, густоту теней, изобразить «жесткость» металла или тончайшие складки флера. Растушевку можно выполнять пальцами (регулярно очищая руки влажной тряпочкой) или куском ткани, салфетками, ватными палочками.

Наслаждение процессом 

Вести работу следует деликатно и аккуратно, контролируя каждое движение. Исправить ошибку и убрать лишнюю линию ластиком будет несложно, но во избежание нежелательных темных пятен, следует не касаться рукой рабочего листа. Некоторые художники надевают перчатку или кладут другой лист бумаги под руку, чтобы не испортить нарисованное. Спешность в процессе рисования может только навредить результату.

Применение различных технических приемов рисунка: нанесение линий разной толщины, всевозможные штрихи, пятна, разность степени нажима руки, – как и комбинация этих приемов, придает изображению красочность, колоритность и динамичность.

На курсе МЕЛ И УГОЛЬ все эти приемы можно будет изучить на практике.

Фиксация и сохранение рисунка

После завершения работы, необходимо закрепить рисунок, так как частички угля со временем осыпаются. Для этого поверх готового изображения наносят специальный лак-фиксатив или обычный лак для волос на расстоянии метра, который покрывает рисунок легкой пленкой. После высыхания готовую картину обрамляют и помещают под стекло для бережного хранения. 

 

Светлана Бузанова создала прекрасный новый курс "Мел и Уголь" для взрослых начинающих художников.

Подробнее о курсе "МЕЛ и УГОЛЬ" смотрите по ссылке: больше о курсе 

Яндекс.Метрика

Рисунки наших учеников

  • 0IsBiHvd70g.jpg
  • 2mBoAfJ_BZ8.jpg
  • 2wTnTPngRPo.jpg
  • 4NtaYE1b2yY.jpg
  • 5c7smD2LNBQ.jpg
  • 5gKg7Vtr0XY.jpg
  • 6gqZQX-8qO8.jpg
  • 6uc6_jaIcFA.jpg
  • 7GWBgnqSV9g.jpg
  • 9b3zrrjfVhc.jpg
  • bf9_Xu3fIYE.jpg
  • bo6AYWf0TQI.jpg
  • C0CJibhSaZQ.jpg
  • D4j5NcKjssw.jpg
  • EG9RcxThx7w.jpg
  • fgbj2jlB5PU.jpg
  • FXJWI98Gyto.jpg
  • gqbsiiY2PiY.jpg
  • h0JDAtuqyj4.jpg
  • H7zlwBucgRM.jpg
  • IC9tRIgjQ-Y.jpg
  • K_b7vdY6uOU.jpg
  • k_ZEKvXuLcc.jpg
  • LhcqRLT2A_0.jpg
  • lT3lvJnFrvU.jpg

© 2024 Рисовать могут ВСЕ!

^ Наверх