Какие кисти нужны для акварели 

Рисунки акварелью выглядят легкими и воздушными, но не стоит думать, что создание картины в акварельной технике является процессом простым и непринужденным.  

Для каждой живописной техники, для каждого вида краски и стиля рисования существует свой определенный набор художественных инструментов и, если вы хотите создать аккуратный акварельный рисунок и остаться довольным результатом, пренебрегать простыми правилами, при выборе необходимых материалов, нельзя. Иначе процесс создания рисунка можно превратить в череду потеков, растеканий и небрежных мазков. 

Поэтому стоит серьезно отнестись к рассмотрению свойств и характеристик кистей при выборе инструментов для акварели. 

Что необходимо учитывать: 

► Формат (размер) будущего рисунка 

Если предполагается большой формат картины, например, А3 или А2, то кисти для фона стоит использовать среднего и крупного размера. Для маленьких акварельных рисунков формата типа А5 стоит подбирать кисти среднего и маленького размеров; 

► Объект и художественные задачи 

Что будет изображено? Будет ли основная заливка фона, мелкие детали, фактурность предметов? Каждая из этих задач будет решаться кисточками разной толщины, длины и жесткостью ворса. 

Теперь, когда мы точно знаем, ЧТО мы изобразим и КАКОГО РАЗМЕРА будет наша картина, приступаем непосредственно к выбору инструмента. 

Кисти для акварели отличаются материалами, из которых изготавливается ворс. 

Выделяют следующие виды акварельных кистей: 

⏩ Натуральные: белка, колонок, соболь, пони, коза – мягкие и упругие; 

⏩ Синтетика – кисти из полиэстера или нейлона, это твердые кисти и потому не так много влаги вбирают. Цвет синтетических кистей указывает на жесткость ворса: самые жесткие кисти – белые, рыжие – средней жесткость и черные – самые мягкие;  

Существуют кисти имитирующие ворс белки или колонка, которые жестче и гибче натуральных, но, в отличие от вторых, кончик таких кистей не сгибается под напором воды и не проливает ее на бумагу; 

⏩ Микс: часть ворса изготовлена из синтетики и часть из натурального волоса, по своим свойствам схожи с натуральными кисточками; 

⏩ Для акварели применяют также кисти с ворсом козы, коня, пони, волка в виде флейца или китайских кисточек для каллиграфии. 

Выбор кистей какой-то определенной формы зависит от ее назначения. Разделяют круглые, цилиндрические, веерные, линеры и плоские формы кистей, которые представлены широким диапазоном кисточек разной длины и объемом пучка. 

Номера на кисточках означают ширину кисти в миллиметрах, то есть ширину пучка волос: от самой тонкой «нулевки» до толстых 12, 14... 

Например, если вы рисуете на большой поверхности и хотите полностью залить фон, то обычно используют флейцевые (плоские) кисточки из козьего или конского ворса, так как натуральный материал впитывает больше воды. Для прорисовки оттенков, проработки фонов водой выбирают крупную круглую форму кистей. Для создания узоров, ряби на воде или для придания мшистости древесине – веерную. Для прорисовки тончайших линий или веточек деревьев некоторые художники используют каллиграфические кисти. 

Рассмотрим основные характеристики акварельных кисточек: 

Натуральный ворс 

Натуральный ворс белки очень мягкий и упругий, такие кисточки больше вбирают в себя воды и, соответственно, больше воды отдают бумаге. Но за счет своей податливости (легко принимает форму мазка), такой кистью не просто прописать мелкие линии и детали рисунка. С такой четкой графической работой лучше справится колонок, чем белка. Кисти из ворса белки или колонка зарекомендовали себя как одни из самых надежных для техники акварели. 

Однако, ворс колонка и белки быстро изнашивается, а кисть утончается. К тому же такие кисти стоят дороже других. 

Волос пони намного мягче, чем конский и потому часто используется для акварели. Так как данный ворс средней жесткости: то есть хорошо впитывает краску и отдает ее бумаге, создавая аккуратные мазки, – он идеален для начинающих художников и часто применяется для обучения рисованию детей. 

Синтетика и имитация натурального ворса 

Синтетические кисти твердые и потому хуже держат воду, ими сложен, а порой практически невозможен, процесс работы по-сырому и техникой лессировки. Заливки такой кистью получаются неравномерные. Иногда чрезмерные старания твердой синтетической кисточкой могут привести к повреждению бумаги и образованию катышков, вместо ожидаемых лепестков розы или лучиков солнца, играющих на вазе. 

Поэтому синтетическая кисть идеально подходит для создания четких тонких линий и аккуратных элементов, то есть используется в тех местах рисунка, где уже не требуется дополнительная вода. Такую кисть также используют для смывания «лишнего» слоя краски в местах бликов или освещенной части рисунка.  

Тонкий кончик и длинный ворс синтетической кисти делает ее гибкой и подвижной, это позволит легко управлять такой кистью на бумаге. 

Кисточки из имитации натурального ворса – синтетические кисти, но они отлично сохраняют свойства оригинального материала. Такие кисти прослужат намного дольше натуральных.  

Флейц (большие и плоские) 

Флейц – большие и плоские кисти. Размер данных кистей идет от 25 мм. Такие кисти обычно используют для смачивания водой всей поверхности листа бумаги, а также для распределения фона по необходимой площади рисунка. 

Ворс изготавливается из пони, ушного волоса свиньи, коня, волка. Например, кисточками из щетины можно ровно нанести краску на бумагу, так как они достаточно упругие, хорошо наполняются и удерживают краску, но за счет своей твердости предназначены для работы на плотной бумаге с грубой фактурой. 

Наиболее часто предпочтение отдают флейцу из козы, так данные ворс меньше всего деформирует бумагу.  

Кистью флейц можно создавать живописные пейзажи, прорисовывать даль. Художники часто работают такой кистью по уже увлажненному водой фону, лишь набирая немного пигмента на ворс. 

Как выбрать кисть: 

  1. Обойма, соединяющая пучок с ручкой кисти, должна быть плотной, не шататься или прокручиваться; 
  1. При проглаживание кончика кисти, волоски должны оставаться на месте, не вылезать и не расползаться; 
  1. Кончик кисти должен быть ровным и не топорщиться. Как для натуральных кисточек, так и для синтетических важным критерием является острый кончик; 
  1. Ручка кисти должна быть твердой, с хорошей лакировкой (деревянная или пластиковая). 

Стоит помнить, что дорогая кисточка – не всегда лучшая. Порой и недорогие кисточки могут прослужить намного дольше и не уступают в качестве своим высоким в цене товарищам. 

В последние годы приобрела популярность водяная кисть – кисть из синтетического ворса с резервуаром для воды. Вода постепенно поступает к ворсу, а соответственно кисть всегда влажная. Такую кисть применяют для размывания сухих материалов, как вспомогательный инструмент, поэтому обычно используют для зарисовок или пленэров. 

 
 

Четко определить, что какие-то кисти исключительно для акварели, а какие-то нет, будет не совсем корректно, потому как художники часто используют разный набор кистей, у каждого он свой, исходя из личного опыта и своей индивидуальности. Просто существуют такие характеристики у кистей для рисования, которые идеально подходят для работы в данной технике под конкретную творческую задачу.  

Одной кисточкой здесь не обойдешься.

Для работы в акварельной технике понадобится минимум 2-3 кисточки разной ширины пучка. 

Таким образом, чтобы выбрать свои идеальные акварельные кисти, необходимо пробовать и экспериментировать. А пока, с нашими советами, можно смело отправляться в ближайший магазин за кисточками для акварельного рисунка! 

 

А еще у меня есть ШПАРГАЛКА по акварельным краскам: Как из 4-5 красок получать все цвета и оттенки

Яндекс.Метрика

Рисунки наших учеников

  • 0IsBiHvd70g.jpg
  • 2mBoAfJ_BZ8.jpg
  • 2wTnTPngRPo.jpg
  • 4NtaYE1b2yY.jpg
  • 5c7smD2LNBQ.jpg
  • 5gKg7Vtr0XY.jpg
  • 6gqZQX-8qO8.jpg
  • 6uc6_jaIcFA.jpg
  • 7GWBgnqSV9g.jpg
  • 9b3zrrjfVhc.jpg
  • bf9_Xu3fIYE.jpg
  • bo6AYWf0TQI.jpg
  • C0CJibhSaZQ.jpg
  • D4j5NcKjssw.jpg
  • EG9RcxThx7w.jpg
  • fgbj2jlB5PU.jpg
  • FXJWI98Gyto.jpg
  • gqbsiiY2PiY.jpg
  • h0JDAtuqyj4.jpg
  • H7zlwBucgRM.jpg
  • IC9tRIgjQ-Y.jpg
  • K_b7vdY6uOU.jpg
  • k_ZEKvXuLcc.jpg
  • LhcqRLT2A_0.jpg
  • lT3lvJnFrvU.jpg

© 2024 Рисовать могут ВСЕ!

^ Наверх