Наташа, бумага у тебя похожа на Дейлер , я на такой рисовала портреты в прошлом году... это целлюлоза 300 гр, смывается хорошо... сегодня у Калачевой обзор по бумаге был неплохой...
"Одна и та же бумага не подходит и для «ботаники», и для экспрессивной живописи. Ниже объясню, почему.
Какие бы дорогие ни были у вас кисти и краски, если бумага плохая — работа не получится. Проверено на себе.
Сложно сказать однозначно, какая бумага подойдет именно вам. Вы должны сами пройти этот путь: попробовать несколько разных брендов, разный состав, плотность и фактуру...
Расскажу, на какие характеристики стоит обращать внимание при выборе бумаги и раскрою своих «любимчиков».
Плотность
Итак, первая характеристика бумаги — плотность. Измеряется в граммах на квадратный метр и варьируется от 170 до 850 грамм на кв. метр.
Чем выше плотность, тем больше акварельных слоев выдержит бумага. Плотность = впитываемость!
Я предпочитаю бумагу плотностью 300 грамм. Это универсальная величина. Подходит и для экспрессивных работ с большим количеством влаги, и для проработанных рисунков с большим количеством слоев.
К слову, на бумаге с плотностью меньше 200 грамм рисовать акварелью не советую.
Акварель 2.0
Более плотная бумага, например, 640 грамм больше похожа на картон. По толщине лист может достигать миллиметра и не гнется. Такую бумагу на планшет не натянешь, но она и не коробится от большого количества слоев акварели.
Фактура
Вторая важная характеристика бумаги — это фактура. Она зависит от того, каким способом сделана бумага.
Обычно фактура указана на упаковке бумаги. Художники выбирают фактуру бумаги, исходя из своих задач и техник.
Акварель 2.0
Фактура Нot Pressed или Satine
Гладкая бумага изготовливается способом «горячей печати», когда лист высушивают, пропуская между нагретыми металлическими цилиндрами.
Эта бумага позволяет полностью контролировать процесс — можно штриховать, растушевывать, делать множество слоев. Отлично подходит для реалистичных или ботанических зарисовок с детальной проработкой.
Если на такой бумаге работать по-сырому, то цвет будет перетекать стремительно, и можно делать красивые разводы.
Акварель2.0
Гладкая бумага подходит для тонких ботанических иллюстраций.
Фактура Cold Pressed или Grain Fin
Бумага холодного прессования имеет более выраженную шероховатость. Подходит и для мокрых техник, и для детальных прорисовок, и для любителей шероховатой поверхности.
На ней можно прорабатывать тонкие детали, смело делать заливки — цвета очень хорошо смешиваются.
Акварель2.0
Универсальный вариант и для заливок, и для реалистичных деталей.
Фактура Rough или Torchon, Grain Torchon
При изготовлении лист высушивают без отжатия. За счет этого бумага сохраняет ярко выраженную шероховатость. Это вариант на любителя, скажу прямо.
Такая бумага долго не сохнет, и на ней надо работать с большим количеством влаги, и лучше на больших форматах.
На таком листе могут оставаться непрокрашенные места, даже если вы работаете очень влажной кистью. Хороша для сюжетов, где сухие штрихи смотрятся выгодно: блеск волн, природные мотивы. Не подходит для ботанической иллюстрации и для работ с детальной проработкой.
Акварель 2.0
Фактура бумаги тоже участвует в работе.
*Учтите, одно и то же обозначение фактуры у бумаг разных марок, не гарантирует, что на деле фактура этих листов будет идентичной. Выход один — пробовать!
Состав бумаги
Бумага бывает хлопковая, целлюлозная или смешанная — из хлопка и целлюлозы.
Целлюлозная бумага больше подходит для техник, где пигмент вымывается с бумаги. На ней это делать просто. А вот хлопковая бумага «держит» красу очень цепко. Но стоит отметить, что на «вымываемость» краски влияет и пигмент, который в ней содержится.
Бамбук и тростник
Иногда в акварельную бумагу добавляют экзотические волокна — бамбука или тростника. Лично мне такая бумага не нравится, она быстро впитывает пигмент и его невозможно из этой бумаги вымыть.
Акварель 2.0
Рулон, пачка или склейка
Пара слов о способах упаковки бумаги и о том, какой вариант вам подойдет.
Рулон
По мне, так самый правильный вариант — купить бумагу в рулоне. Но делать это можно, если вы уверены, что это точно «ваша» бумага. Вы порисовали на разной бумаге, в итоге выбрали что-то определенное — смело покупайте рулон.
Это будет хорошей инвестицией, вы будете работать на отличной бумаге несколько лет. А если научитесь натягивать бумагу на планшет, будете испытывать одно сплошное удовольствие.
Склейка или пачка
Склейка — это такой блок бумаги, проклеенный с четырех сторон.
У этого варианта есть и плюсы, и минусы.
Плюс — листы лежат на жесткой основе, поэтому склейка подходит для пленера.
Из минусов — по моим наблюдениям в склейках даже хорошая марка бумаги бывает не самого лучшего качества.
Это связано с тем, что листы проклеиваются с четырех сторон и клей неминуемо попадает на бумагу. Иногда на листах из склейки попадаются жирные пятна, которые проявляются, когда вы уже работаете акварелью. Иногда листы покрыты мелкой бумажной пылью.
Поэтому склейками я пользуюсь только на пленерах. Склейка для меня — это всегда компромисс.
Разумный и экономичный вариант — покупать бумагу в пачках или отдельными листами. Так можно попробовать множество типов бумаги и не разориться
Но есть и минус — вы ограничены форматом.
Мой выбор
Я выбираю бумагу в зависимости от сюжета и замысла работы.
Бумагу плотностью 300 грамм Grain Fin средней шероховатости я считаю самой универсальной.
Что касается брендов. Очень нравится Canson Moulin Du Roy. Это хлопковая бумага, но с нее легко вымывать цвет. Она как будто совмещает в себе свойства и целлюлозной, и хлопковой бумаги.
В последнее время часто пишу на бумаге Saunders, это также 100% хлопок.
Бумага фактуры Torchon от Arches идеальна для сухих штрихов, но для заливок в этом случае я развожу побольше колера.
Увы, не могу порекомендовать бумагу отечественных производителей. Акварель «на бело» на «Гознаке», например, делать не советую.
Акварель 2.0
На онлайн-курсе «Акварель 2.0» большинство работ мы делаем на бумаге Cold Pressed (Grain Fin), плотность — 300 грамм на кв. метр. Я рекомендую выбирать бумагу производителей Canson (Mulin du Roy), Fabriano, Arches. Все эти бренды можно найти в магазинах художественных товаров.
Попробуем и гладкую фактуру Hot Pressed, и шероховатую Torchon. А для упражнений будем использовать недорогую отечественную бумагу.
В общем, не бойтесь пробовать разную бумагу. Только так вы найдете «свою»."