Ну, раз все вспомнили а ПАСТЕЛИ- то и мне ее вспомнить нужно.
Эту женщину я знала давно- Высокомерная, высокая, с длинным хрящеватым носом, широкая в кости, с огромными яркими глазами. Прошло достаточно лет и я ее встретила в тот момент, когда вдруг увлеклась пастелью, очень смутно представляя, как этими мелками пользоваться (я раньше вам рассказывала).
Я увидела ее сильно постаревшей, но все с тем же высокомерием в чертах.
Она сделалась маленькой, как бы усохла, осела. Но голова ее, вопреки всему телу, оставалась крупной, как и довольно широкое лицо.
И эти ГЛАЗА- чистые в своей удивительной голубизне, по-детски яркие, с блеском.
Я попросила ее присесть и быстро начала рисовать,
она так растерялась, что и не сопротивлялась, покорно сидела на табуреточке..
Рисовала недолго, всего полчаса- боялась, что уйдет.
И за это короткое время промелькнула в мыслях часть ее жизни, о которой мне было известно.
На что только не способен человек!
С первых дней войны мужа, офицера, призвали на фронт. Никто не думал, что Ленинград окажется в окружении фашистов...
Зимой 41-го , когда была возможность вырваться из голодного блокадного Ленинграда по Дороге Жизни- т.е. по льду Ладожского озера - она сидела в кузове грузовика, прижимая к груди двухлетнего сына Юрку... рвались снаряды, тонули люди...
Потом была душная теплушка... Потом было страшное: на одной из стоянок побежала она в вокзал- набрать кипятку в чайник. А поезд тем временем тронулся. И увез ее Юрку в неизвестном направлении...
Потом были годы отчаянных поисков- и нашла-таки... Завшивленного, больного- в далеком восточном городе Ташкенте. Вот как бывает.
А рассказал мне ее историю сам Юрка, Юрий Васильевич.
Теперь этой женщины уже нет...
Но осталася вот этот скромный портрет- очень достоверный. И наверное- единственный портрет в ее жизни.
ф А3
Анна Антоновна Зеленцова.