Подготовительное занятие

В этом курсе мы с вами познакомимся с новыми материалами и новыми терминами - САНГИНА и СЕПИЯ.

Посмотрите видео 1

СЕПИЯ в переводе означает каракатица. И продается в двух видах - светлая сепия (теплый коричневый с красноватым оттенком) sepia light и темная сепия (холодный темно-коричневый с зеленоватым оттенком) sepia dark. Темную сепию иногда еще называют "бистр"

САНГИНА означает определенный, красно-коричневый терракотовый цвет, цвет красного кирпича. А еще так называют технику, которой выполняется рисунок данным материалом. Сангиной рисуют на белой и тонированной бумаге, одной, в сочетании с углем и мелом. На светлой бумаге сочетание данных материалов дает тона, близкие к тону тела.

Для примера работа Валентина Серова "Портрет Шаляпина". Тут всего три карандаша САНГИНА. МЕЛ и УГОЛЬ!

Валентин Серов портрет Шаляпина

А вот посмотрите как с помощью этих трех карандашей рисует современная художница Светлана Камерон @svetlana.cameron

Она училась классическому итальянскому рисунку во Флоренции, на родине этой техники. Обучение там проводится и сейчас.

художник Светлана Камерон

На курсе нам понадобятся карандаши сангина, сепия темная (или светлая), белый мел, мелки сангины, сепии, мела (можно купить по 1 штуке). Белый мел можно заменить белой пастелью. Так же пригодятся ватные палочки и бумажная растушка (можно сделать самостоятельно, на первом уроке рассказываю как), мягкий ластик или клячка, в 6 уроке палочка жженого рисовального угля или угольный карандаш, канцелярский нож (или любой другой), клейкая лента на бумажной основе (или малярная лента).

мягкие карандаши сангина сепия мел

Прежде чем перейдем к рисованию сюжетов, давайте немного потренируемся в приемах.

Основные приемы рисования мягкими карандашами и мелками САНГИНА и СЕПИЯ

Посмотрите видео 2

Рисунки сангиной и сепией можно выполнять на белой или слегка тонированной светлой бумаге. Если мы используем в рисунке мел, то бумагу выбираем среднего тона. Под красноватый цвет САНГИНЫ чаще всего используют бумагу теплого тона (коричневые, красные оттенки). Коричневые цвета СЕПИИ по разному смотрятся на холодном или теплом тоне бумаги. Итальянские мастера тонировали бумагу в коричневый, красно-коричневый, тепло-розовый, голубой, серо-голубой, зеленый цвет. Когда я смотрела на оригиналы рисунков, на выставке ГМИИ им. Пушкина "От Дюрера до Матисса", мне показалось что на холодных тонах бумаги рисунки смотрятся более объемно.

ГМИИ от Дюрера до Матисса

На курсе я использую бумагу для пастели Палаццо "Теплые тона" формата А4 (20х30 см) 2 листа кремовый цвет, 3 листа терракотовый цвет. А так же 1 лист белой бумаги для черчения и 1 лист крафта.

Посмотрите видео 3

Рисунки, сделанные сангиной или сепией требуют защиты при хранении так же, как и любые, сделанные сухими материалами. Карандашные можно переложить калькой, сделанные с помощью мелков лучше закрепить фиксативом. Если будете закрывать калькой, то обязательно закрепите кальку клейкой лентой к изнанке листа. И конечно лучше всего такие рисунки хранятся в рамке под стеклом.

Посмотрите видео 4

ЗАДАНИЕ

Потренируйтесь делать разные штрихи и касания мелком и карандашом сангины, сепии. Наберите с помощью канцелярского ножа немного пыли (порошка) с мелка сангины или сепии. Сделайте растушевки с помощью втной палоски, растушки или пальца.  Посмотрите как материал снимается с бумаги, как смешивается, как растирается.

Подготовьте необходимые материалы, бумагу 2 листа кремовый цвет (телый желтый, можно белый), 4 листа терракотовый цвет(красно-коричневый) или крафт. А так же 1 лист белой бумаги для черчения. Все листы 30х20 см (формат альбомного листа А4).

Нам понадобятся для работы карандаши и мелки сепия, сангина, мел, уголь. Палочка жженого угля для 6го урока (можно работать карандашом уголь). Ватные палочки, растушка, мягкий ластик. Малярный скотч или скотч на бумажной основе для закрепления листа к планшету. Планшетом может служить любая твердая поверхность чуть больше формата листа (кусочек двп, оргалита, толстого картона, доска для лепки).